E-mail: btomo@mail.ru; mail@btomo.ru.
Рис.1 Вал со смятыми зубьями
Повышение несущей способности, ресурса и технологичности шлицевых соединений представляет собой сложную 
Для сравнения в таблице 1 приведены результаты геометрического и прочностного расчета шлицевого эвольвентного и зубчатого соединения с номинальным диаметром D=45, модулем m0= 3,числом шлицев z=13 и длиной шлицев l=35.Расчетный долбяк для зубчатой втулки: 2537–0162 
Табл. 1. Результаты расчета шлицевого и зубчатого соединения
| Наименование параметров | Шлицевое соединение | Зубчатое соединение | 
| Номинальный диаметр соединения (расчетный), DR | 45,0 | 45,0 | 
| Угол профиля, α | 30 | 20 | 
| Делительный диаметр, d | 39,0 | 39,0 | 
| Диаметр основной окружности, db1/db2 | 33,78/33,78 | 36,65/36,65 | 
| Коэффициент смещения, x1/x2 | 0,45/0,45 | 0.43/0.43 | 
| Диаметр вершин зубьев, da1/da2 | 44,40/39,0 | 46.82/36,72 | 
| Диаметр впадин зубьев, df1/df2 | 36,72/46,32 | 34,08/48,32 | 
| Высота зубьев, h1/h2 | 3,84/3,66 | 6.37/5,78 | 
| Высота головки зубьев, ha1/ha2 | 1,35/1,35 | 3,91/1,12 | 
| Высота ножки зубьев, hf1/hf2 | 2,49/2,31 | 2,46/4,66 | 
| Делительная толщина зубьев, sn1/sn2 | 6,27/6,27 | 5,65/3,77 | 
| Радиальный зазор, cr | 0,3 | 0,75 | 
| Длина общей нормали, W1/W2 | 23,57/23,57 | 23,57/23,57 | 
| Число зубьев в длине общей нормали, n1/n2 | 3/3 | 3/3 | 
| Размер по роликам, M1/M2 | 47,65/34,60 | 47,0/34.62 | 
| Диаметр ролика, dr1/dr2 | 4,98/4,98 | 4,98/4,98 | 
| Толщина зубьев на поверхности вершин, sna1/sna2 | 3,0/6,27 | 1,71/3,01 | 
| Коэффициент высоты головки зубьев, ha1*/ha2* | 0,45/0,45 | 1,30/0,37 | 
| Коэффициент высоты ножки зубьев, hf1*/hf2* | 0,83/0,77 | 0,82/1,55 | 
| Коэффициент безопасности при контакте | 1,5 | 1,5 | 
| Контактное напряжение расчетное, SIGMH1, кгс/мм² | 4,7 | 6,4 | 
| Контактное напряжение допускаемое, SIGMHP1, кгс/мм² | 82,8 | 82,8 | 
Анализ результатов расчета показывает, что многие параметры геометрии шлицевого и зубчатого соединения при одинаковых исходных данных почти полностью совпадают или различаются незначительно. В основном это относится к диаметральным размерам и высоте шлицев и зубьев. В частности, в зубчатом соединении по сравнению со шлицевым увеличился диаметр впадин и уменьшился диаметр вершин втулки и наоборот диаметр вершин вала увеличился, а диаметр впадин уменьшился. Как это видно из таблицы высота зубья в итоге стала больше. При этом вследствие большей кривизны эвольвентной поверхности контактные напряжения в шлицевом соединении будут меньше, чем в зубчатом, что и подтверждается данными из таблицы. Учитывая, что расчетные напряжения в соединениях всегда должны быть меньше допускаемых, то подобную замену шлицев на зубья и в допустимых пределах уменьшение прочности и увеличение габаритов соединения следует считать эффективной, так как основной эффект достигается за счет большей технологичности и возможности применения доступного зуборезного инструмента. При полной унификации зубьев соединения и передачи, когда их исходный контур и модули одинаковы, номенклатура инструмента может быть минимизирована, 
В таблице 2 приведены результаты расчета соединения зубчатого колеса с валом с номинальным диаметром 50, модулем 3, числом зубьев 15 и длиной 45 при одинаковом исходном контуре и модуле зубьев. Исходный контур 
Табл. 2. Результаты расчета зубчатого соединения и колеса
| 
 Наименование параметров | 
 Соединение  
 | Зубчатый венец | 
| Делительный диаметр, d1/d2,d3 | 45,0/45,0 | 75,0 | 
| Основной диаметр, db1/db2, db3 | 42,29/42,29 | 70,50 | 
| Коэффициент смещения, x1/x2, x3 | 0,025/0,40 | 0 | 
| Диаметр вершин зубьев, da1/da2, da3 | 50,45/42,71 | 81,0 | 
| Диаметр впадин зубьев, df1/df2,df3 | 37,65/54,20 | 67,5 | 
| Высота зубьев, ℎ1/ℎ2, ℎ3, | 6,40/5,75 | 6,75 | 
| Нормальная толщина зубьев, sn1/sn2, sn3 | 4,77/3,84 | 4,71 | 
| Толщина зубьев на поверхности вершин, sna1/sna2, sna3 | 2,37/3,05 | 2,16 | 
| Диаметр ролика, dr1/dr2, dr3 | 4,98/4,98 | 4,98 | 
| Размер по роликам, M1/M2, M3 | 51,30/40,51 | 81,34 | 
| Коэффициент безопасности при контакте | 1,5 | 1,5 | 
| Контактное напряжение расчетное, SIGMH1, кгс/мм² | 78,8 | 54,8 | 
| Контактное напряжение допускаемое, SIGMHP1, кгс/мм² | 82,8 | 82,8 | 
Как следует из таблиц проектирование соединений с зубчатым профилем, а также с одинаковым модулем как в соединении, так и передаче технологически реализуемо. При этом контактные напряжения в соединении будут больше чем в 
1. Унификация эвольвентны шлицевых соединений и зубчатых зацеплений на основе единого исходного и производящего (при одинаковом модуле) контура позволяет: повысить технологичность и снизить трудоемкость изготовления деталей типа пары 
2.Подобная унификация наиболее эффективна при единичном и мелкосерийном производстве.
В. З. Мельников, к. т. н., доц. МГИУ
1. 
2.