E-mail: btomo@mail.ru; mail@btomo.ru.
Рис.1 Вал со смятыми зубьями
Повышение несущей способности, ресурса и технологичности шлицевых соединений представляет собой сложную
Для сравнения в таблице 1 приведены результаты геометрического и прочностного расчета шлицевого эвольвентного и зубчатого соединения с номинальным диаметром D=45, модулем m0= 3,числом шлицев z=13 и длиной шлицев l=35.Расчетный долбяк для зубчатой втулки: 2537–0162
Табл. 1. Результаты расчета шлицевого и зубчатого соединения
Наименование параметров |
Шлицевое соединение |
Зубчатое соединение |
Номинальный диаметр соединения (расчетный), DR |
45,0 |
45,0 |
Угол профиля, α |
30 |
20 |
Делительный диаметр, d |
39,0 |
39,0 |
Диаметр основной окружности, db1/db2 |
33,78/33,78 |
36,65/36,65 |
Коэффициент смещения, x1/x2 |
0,45/0,45 |
0.43/0.43 |
Диаметр вершин зубьев, da1/da2 |
44,40/39,0 |
46.82/36,72 |
Диаметр впадин зубьев, df1/df2 |
36,72/46,32 |
34,08/48,32 |
Высота зубьев, h1/h2 |
3,84/3,66 |
6.37/5,78 |
Высота головки зубьев, ha1/ha2 |
1,35/1,35 |
3,91/1,12 |
Высота ножки зубьев, hf1/hf2 |
2,49/2,31 |
2,46/4,66 |
Делительная толщина зубьев, sn1/sn2 |
6,27/6,27 |
5,65/3,77 |
Радиальный зазор, cr |
0,3 |
0,75 |
Длина общей нормали, W1/W2 |
23,57/23,57 |
23,57/23,57 |
Число зубьев в длине общей нормали, n1/n2 |
3/3 |
3/3 |
Размер по роликам, M1/M2 |
47,65/34,60 |
47,0/34.62 |
Диаметр ролика, dr1/dr2 |
4,98/4,98 |
4,98/4,98 |
Толщина зубьев на поверхности вершин, sna1/sna2 |
3,0/6,27 |
1,71/3,01 |
Коэффициент высоты головки зубьев, ha1*/ha2* |
0,45/0,45 |
1,30/0,37 |
Коэффициент высоты ножки зубьев, hf1*/hf2* |
0,83/0,77 |
0,82/1,55 |
Коэффициент безопасности при контакте |
1,5 |
1,5 |
Контактное напряжение расчетное, SIGMH1, кгс/мм² |
4,7 |
6,4 |
Контактное напряжение допускаемое, SIGMHP1, кгс/мм² |
82,8 |
82,8 |
Анализ результатов расчета показывает, что многие параметры геометрии шлицевого и зубчатого соединения при одинаковых исходных данных почти полностью совпадают или различаются незначительно. В основном это относится к диаметральным размерам и высоте шлицев и зубьев. В частности, в зубчатом соединении по сравнению со шлицевым увеличился диаметр впадин и уменьшился диаметр вершин втулки и наоборот диаметр вершин вала увеличился, а диаметр впадин уменьшился. Как это видно из таблицы высота зубья в итоге стала больше. При этом вследствие большей кривизны эвольвентной поверхности контактные напряжения в шлицевом соединении будут меньше, чем в зубчатом, что и подтверждается данными из таблицы. Учитывая, что расчетные напряжения в соединениях всегда должны быть меньше допускаемых, то подобную замену шлицев на зубья и в допустимых пределах уменьшение прочности и увеличение габаритов соединения следует считать эффективной, так как основной эффект достигается за счет большей технологичности и возможности применения доступного зуборезного инструмента. При полной унификации зубьев соединения и передачи, когда их исходный контур и модули одинаковы, номенклатура инструмента может быть минимизирована,
В таблице 2 приведены результаты расчета соединения зубчатого колеса с валом с номинальным диаметром 50, модулем 3, числом зубьев 15 и длиной 45 при одинаковом исходном контуре и модуле зубьев. Исходный контур
Табл. 2. Результаты расчета зубчатого соединения и колеса
Наименование параметров |
Соединение
|
Зубчатый венец |
Делительный диаметр, d1/d2,d3 |
45,0/45,0 |
75,0 |
Основной диаметр, db1/db2, db3 |
42,29/42,29 |
70,50 |
Коэффициент смещения, x1/x2, x3 |
0,025/0,40 |
0 |
Диаметр вершин зубьев, da1/da2, da3 |
50,45/42,71 |
81,0 |
Диаметр впадин зубьев, df1/df2,df3 |
37,65/54,20 |
67,5 |
Высота зубьев, ℎ1/ℎ2, ℎ3, |
6,40/5,75 |
6,75 |
Нормальная толщина зубьев, sn1/sn2, sn3 |
4,77/3,84 |
4,71 |
Толщина зубьев на поверхности вершин, sna1/sna2, sna3 |
2,37/3,05 |
2,16 |
Диаметр ролика, dr1/dr2, dr3 |
4,98/4,98 |
4,98 |
Размер по роликам, M1/M2, M3 |
51,30/40,51 |
81,34 |
Коэффициент безопасности при контакте |
1,5 |
1,5 |
Контактное напряжение расчетное, SIGMH1, кгс/мм² |
78,8 |
54,8 |
Контактное напряжение допускаемое, SIGMHP1, кгс/мм² |
82,8 |
82,8 |
Как следует из таблиц проектирование соединений с зубчатым профилем, а также с одинаковым модулем как в соединении, так и передаче технологически реализуемо. При этом контактные напряжения в соединении будут больше чем в
1. Унификация эвольвентны шлицевых соединений и зубчатых зацеплений на основе единого исходного и производящего (при одинаковом модуле) контура позволяет: повысить технологичность и снизить трудоемкость изготовления деталей типа пары
2.Подобная унификация наиболее эффективна при единичном и мелкосерийном производстве.
В. З. Мельников, к. т. н., доц. МГИУ
1.
2.