E-mail: btomo@mail.ru; mail@btomo.ru.
Рис. 1. Изношенное коническое колесо со сколами вершин зубьев.
Эффективное обеспечение их несущей способности и ресурса представляет собой сложную
Подобный эффект достигается путем увеличения длины активной линии зацепления зубьев за счет модификации геометрии зацепления, в частности, путем
Рис. 2 Схема многопарного (двухпарного) зацепления
Реализация многопарного контакта в передаче возможна путем увеличения активной линии зацепления, когда коэффициент перекрытия численно будет больше двух,
εα > 2. (1)
Обеспечение условия (1) осуществляется за счет модификации исходных данных на основе компьютерного моделирования геометрии передачи. Как показывает анализ выражений, определяющих геометрию конических передач [1], [2], величина коэффициента εα зависит в основном от значений параметров исходного контура, чисел зубьев, коэффициентов смещений и угла наклона зубьев,
εα = F(zc, xc, α, ha*, β) > 2, (2)
где zc, xc — суммарные значения чисел зубьев и коэффициентов смещений зубчатых пар; α, ha*, β — угол профиля и коэффициент высоты головки исходного контура и угол наклона зубьев.
Геометрии многопарной передачи определяется путем
n = INT (εα), (3)
где INT — оператор функции наибольшего целого числа, не превосходящего заданное числовое значение.
В общем случае активная линия зацепления состоит их двух участков — зон n-парного и (n+1)-парного зацепления. При этом целая часть коэффициента εα,
, (4)
Значения коэффициентов εα0 для отдельных исходных контуров приведены в таблице 1.
Табл. 1. Потенциально возможные значения коэффициента εα0.
αº |
ha* | εα0 | αº | ha* | εα0 |
14,5 |
1,0 |
2,626 |
20,0 |
1,0 |
1,980 |
14,5 |
1,5 |
3,939 |
20,0 |
1,5 |
2,971 |
14,5 |
2,5 |
6,566 |
20,0 |
2,5 |
4,952 |
17,5 |
1,0 |
2,220 |
22,5 |
1,0 |
1,801 |
17,5 |
1,5 |
3,330 |
22,5 |
1,5 |
2,701 |
17,5 |
2,5 |
5,549 |
22,5 |
2,5 |
4,502 |
Как видно из таблицы 1 для передач со стандартными параметрами контура условие (1) теоретически не осуществимо. Реализации данного условия возможна только путем модификации исходного контура. В общем случае для изготовления — парных передач применяется зуборезный инструмент, соответствующий выбранному исходному контуру. В отдельных случаях при изготовлении передач с высотной модификацией зубьев, когда α=20°, а ha*>1, можно использовать и стандартный инструмент, так как коэффициент высоты профиля инструмента ha*≤2,4 2,5. В частности, за счет уменьшения радиального зазора в передаче до 0.05÷0,1 модуля m в допустимых пределах можно увеличивать высоту профиля зубьев и обеспечивать условие (1). В таблице 2, например, приведены значения коэффициентов εα для двухпарных конических прямозубых передач с высотной модификацией профиля и исходными данными, исключающими интерференцию и подрез зубьев. Расчет передач производится при значениях m=1, так как величина коэффициента в общем случае от модуля не зависит.
Табл. 2. Значения коэффициентов εα для двухпарных конических прямозубых передач с высотной модификацией профиля
z1 |
x1 | z2 | x2 | αº | ha* | c* | εα |
25 |
-0,2 |
51 |
-0,55 |
20 |
1,18 |
0,02 |
2,085 |
27 |
-0,2 |
54 |
-0,55 |
20 |
1,2 |
0,05 |
2,112 |
29 |
-0,2 |
58 |
-0,55 |
20 |
1,2 |
0,05 |
2,126 |
31 |
-0,25 |
63 |
-0,6 |
20 |
1,2 |
0,05 |
2,147 |
33 |
-0,27 |
99 |
-0,63 |
20 |
1,2 |
0,05 |
2,199 |
где z1, z2, x1, x2, c*— числа зубьев и коэффициенты смещений и радиального зазора.
Как следует из таблицы 2 при высотной модификации исходного контура и использовании стандартного инструмента полная высота зубьев может быть увеличена, например до 2,45m, что приводит к образованию двухпарного контакта. Для конических передач с криволинейной формой зуба, в частности круговой, реализация двухпарного зацепления стандартным инструментом возможна только при малых углах наклона зубьев в пределах до 7. Дальнейшее повышение парности зацепления возможно в основном путем уменьшения угла профиля α и увеличения коэффициента высоты,
В общем случае синтез n-парных конических передач возможен при любых произвольных значениях. В таблицах 3 и 4, например, приведены значения коэффициентов εα для трехпарных передач с прямыми и круговыми зубьями при m=1 без подреза и интерференции зубьев с параметрами контура соответственно патентам РФ на полезные модели [4], [5]. В таблицах 5 и 6 — аналогичные данные по четырехпарным передачам [6], [7].
Табл. 3. Значения коэффициентов εαдля трехпарных конических передач с прямыми зубьями
z1 | x1 | z2 | x2 | αº | ha* | c* | εα |
31 |
0,25 |
65 |
-0,3 |
17 |
1,7 |
0,2 |
3,101 |
37 |
0,15 |
71 |
-0,4 |
16,5 |
1,75 |
0,2 |
3,331 |
40 |
0,1 |
81 |
-0,45 |
16 |
1,8 |
0,2 |
3,539 |
41 |
0,3 |
83 |
-0,3 |
15 |
1,85 |
0,2 |
3,710 |
47 |
0,3 |
95 |
-0,3 |
14,5 |
1,9 |
0,2 |
3,953 |
Табл. 4. Значения коэффициентов εα для трехпарных конических передач с круговыми зубьями
z1 |
x1 | z2 | x2 | αº | ha* | c* | εα |
37 |
0 |
75 |
0 |
16,5 |
1,775 |
0,25 |
3,102 |
39 |
0 |
81 |
0 |
16 |
1,8 |
0,25 |
3,224 |
41 |
0 |
83 |
0 |
15 |
1,85 |
0,25 |
3,305 |
43 |
0 |
87 |
0 |
14,75 |
1,875 |
0,25 |
3,329 |
45 |
0 |
91 |
0 |
14,5 |
1,9 |
0,25 |
3,493 |
Табл. 5. Значения коэффициентов εα для четырехпарных конических передач с прямыми зубьями
z1 |
x1 | z2 | x2 | αº | ha* | c* | εα |
57 |
0,1 |
115 |
0 |
14 |
1,9 |
0,2 |
4,221 |
59 |
0,1 |
119 |
0 |
14 |
1,9 |
0,2 |
4,241 |
61 |
0,1 |
123 |
0 |
13,5 |
1,95 |
0,2 |
4,458 |
63 |
0,1 |
127 |
0 |
13,5 |
1,95 |
0,2 |
4,478 |
65 |
0,15 |
131 |
0 |
13 |
2,0 |
0,2 |
4,690 |
Табл. 6. Значения коэффициентов для четырехпарных конических передач с круговыми зубьями
z1 |
x1 | z2 | x2 | αº | ha* | c* | εα |
63 |
0 |
127 |
0 |
14,5 |
1,9 |
0,25 |
4,117 |
65 |
0 |
131 |
0 |
14,5 |
1,95 |
0,25 |
4,227 |
67 |
0 |
135 |
0 |
14,0 |
2,0 |
0,25 |
4,438 |
69 |
0 |
139 |
0 |
13,5 |
2,05 |
0,25 |
4,661 |
71 |
0 |
143 |
0 |
13,5 |
2,1 |
0,25 |
4,775 |
В таблице 4 коэффициенты εα определялись при значении угла β= 25, а в таблице 6 при β = 10º.
При анализе прочности передачи коническое колесо представляется в виде эквивалентного цилиндрического колеса с модулем, равным среднему модулю конического колеса. Расчетные напряжения в полюсе зацепления конического колеса многопарной передачи в соответствии со стандартом [8] будут определяться выражениями:
; (5)
, (6)
где σH, σF — соответственно расчетные контактные и изгибные напряжения
на зубьях, МПа;
KH, KF — коэффициенты нагрузки соответственно при контакте и изгибе;
Ft — суммарная окружная сила на начальном цилиндре в торцовом сечении, Н;
KZ — коэффициент, учитывающий механические свойства материалов зубчатых колес, форму сопряженных поверхностей, суммарную длину контактных линий и угол наклона зубьев;
KY — коэффициент, учитывающий влияние формы зуба и концентрации напряжений;
Kn — коэффициент неравномерности распределения нагрузки между зубьями при многопарном зацеплении, равный 1,1 1,25 в зависимости от величины, жесткости и точности контакта
bw, dw — начальный диаметр и ширина зубчатого колеса, мм;
u — передаточное число.
Зависимости (5) и (6) позволяют непосредственно определять прочностную выносливость передач с учетом парности зацепления.
Как следует из таблиц (3)-(6) при приблизительно равных значениях чисел зубьев колес и соответствующих им параметров исходного контура значения коэффициентов εα для передач с прямыми и круговыми зубьями отличаются весьма незначительно. При этом нагрузка на зубья при многопарном зацеплении уменьшается в зависимости от увеличения парности контакта. В первом приближении прочностная выносливость многопарных передач по сравнению с сопоставимыми однопарными передачами увеличивается в среднем в n раз по изгибу и в √n раз по контакту. Это позволяет при близких значениях коэффициентов εα передачи с круговым зубом заменять на прямозубые, которые существенно менее трудоемки при изготовлении.
В итоге за счет реализации многопарного зацепления можно значительно повысить несущую способность и прочность конических передач, а также во многих случаях преимущественно использовать прямозубые передачи как более технологичные. Например, нарезать прямые зубья колес методом кругового протягивания, как наиболее производительным. Особенно эффективна подобная замена при ремонтах и модернизации оборудования, когда нарезание конических пар с круговыми зубьями является проблемой, а прямозубые колеса можно нарезать на любом
1. Синтез конических передач с произвольным n-парным зацеплением с целью повышения их качества возможен в основном только при модификации исходного контура. Многопарная передача со стандартным контуром теоретически не осуществима.
2. Реализация многопарного зацепления стандартным инструментом возможна только для двухпарных передач.
3. Наиболее эффективно применение двухпарных прямозубых передач при ремонтах и модернизации оборудования.
4. Возможности синтеза многопарных конических передач с любым значением n ограничиваются только практической значимостью применения таких передач.
1.
2.
3. Мельников
4. Таратынов О.В., Мельников В.З., Болотина
5. Мельников
6. Мельников В.З., Таратынов
7. Мельников
8.